Профессиональные справочные системы для специалистов
16.06.2025
Ошибочное установление государственным органом значения коэффициента дефлятора при расчете ущерба

     Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается (п.3 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

      

     - в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде;

      

     - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

      

     Зная актуальную процедуру расчета размера вреда, причиненного разным компонентам окружающей среды, можно:

     

     - проверить правильность расчетов размера вреда;

     

     - обжаловать ошибочные расчёты контролирующих органов, включая судебное оспаривание начисленных сумм компенсации, как показано в примере из судебного разбирательства.

      

     Как следует из материалов дела, в адрес Росприроднадзора поступило оповещение о разливе нефтесодержащей жидкости. Разлив нефтесодержащей жидкости произошел на напорном нефтепроводе на землях лесного фонда. Площадь загрязнения составила 0,0749 га. Росприроднадзором была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества. В присутствии представителя Общества специалистами аккредитованной лаборатории отобраны пробы почвы с загрязненного земельного участка и фонового (не загрязненного) земельного участка. По результатам исследований выявлено, что определяемые показатели данных проб почвы имеют превышение содержания: нефтепродуктов в 36,4 раз, хлорид-ион в 3,5 раз по сравнению с незагрязненным земельным участком.

      

     Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично, с Общества взыскан вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 9951265 руб. 86 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.

      

     Предметом спора стало требование Росприроднадзора о возмещении вреда, причинённого окружающей среде вследствие разлива нефтесодержащей жидкости на участке нефтепровода, принадлежащего Обществу. Росприроднадзор потребовал полную компенсацию ущерба в размере 11808546 рублей 75 копеек. Общество, признавая свою вину, провело рекультивацию части загрязнённого участка и настаивало на том, что расходы на эти работы должны быть зачтены в счёт возмещения вреда.

      

     Позиции сторон:

      

     1) Росприроднадзор:

     

     - настаивает на выплате всей суммы вреда, утверждая, что именно такая компенсация необходима для восстановления окружающей среды;

     

     - указал на ошибку в определении коэффициента дефлятора, полагая, что применяемые данные индекса-дефлятора устарели и не соответствуют актуальным показателям социально-экономического развития;

     

     - считает, что в рассматриваемой ситуации средства, вложенные Обществом в рекультивацию земельных участков, не должны уменьшать общий объём выплаты компенсации.

      

     2) Общество в свою очередь:

     

     - считает справедливым учитывать затраты, направленные на устранение последствий аварии путём рекультивации, снижая таким образом общую сумму требуемой компенсации;

     

     - предоставило суду доказательства произведённых им расходов на проведение рекультивационных работ, что было признано судом первой инстанции и отражено в итоговом решении;

     

     - придерживается мнения, что порядок расчёта вреда и оценки ущерба соблюдены правильно, и у суда отсутствуют основания увеличивать компенсацию сверх реально необходимых средств.

      

     Положение апелляционного суда:

      

     - апелляционный суд рассмотрел заявление о необоснованности зачёта затрат на рекультивацию и пришёл к выводу, что такие расходы действительно могли быть засчитаны в счёт возмещения вреда, поскольку законодатель допускает возможность сокращения суммы компенсации за счёт фактически понесённых расходов на исправление негативных последствий;

     

     - проверил аргументацию Росприроднадзора относительно неправильного выбора показателя инфляции (коэффициента дефлятора) и заключил, что расчёт соответствует положениям действующего законодательства.

      

     Коэффициент дефлятора используется для корректировки цен с учётом инфляции и отражает изменение экономической обстановки. Его значение берётся из официального прогноза социально-экономического развития России, составляемого Минэкономразвития. Росприроднадзор использовал для расчёта коэффициент дефлятора, основываясь на текущих значениях индекса инфляции (соответствующих моменту происшествия и составления иска).

      

     В свою очередь коэффициент дефлятора рассчитывается как кумулятивный продукт ежегодных значений индексов инфляции начиная с базового периода (2010 год) и заканчивая годом события, исключая сам год происшествия.

      

     Таким образом, прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период является прогноз, разработанный на срок не менее 12 лет, в то время как Росприроднадзором использован в расчете прогноз социально-экономического развития РФ на основании среднесрочного прогноза, разрабатываемого ежегодно.

      

     Суд постановил: апелляционную жалобу Росприроднадзора оставить без удовлетворения, решение Арбитражного областного суда - без изменения.

      

     Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2025 N А75-1401/2024

      

     Больше судебных решений вы найдете в разделе "Практика разрешения споров в области экологии".